А.С.МАКАРЕНКО

                           СИМФОНИЯ ШУБЕРТА

   Ужин,  как  обычно,  был в  шесть часов.  За  ужином секретарь совета
бригадиров Виктор Торский прочитал приказ:
   "Несмотря  на   героическую  штурмовую  работу  колонистских  бригад,
остается еще  много дела.  Поэтому совет бригадиров постановил:  сегодня
время с  восьми часов вечера до  трех  часов ночи считается как  рабочий
день с перерывом на обед в одиннадцать часов. Рапорты бригадиров - в три
часа пятнадцать минут,  спать -  в три двадцать. Завтра встать в девять,
построиться к первомайскому параду в десять часов.

   Заведующий колонией - Захаров,
   ССК - Торский".

   Производственный корпус,  новенький,  двухэтажный,  с балконом...  На
свежеокрашенном полу ничего нет,  кроме блеска,  у  порога распростертый
мешок приглашает вытирать ноги.  Под левой стеной выровнялись в  длинной
шеренге товарные "красные пролетарии",  а  справа,  во  всю  длину цеха,
протянулись солидные фрезерные "цинциннати" и "вандереры",  перемежаемые
высокими худыми сверлильными станками. А между этими рядами разместилась
сложная семья зуборезных и долбежных станков.  Четыре ряда фонарей,  еще
без абажуров,  заливают ровным светом стены, потолки и станки. Колонисты
по  одному,  по  два пробираются на балкон и  любуются этим великолепным
итогом многолетних своих  трудов -  новым  советским заводом,  настоящим
заводом, который завтра будет торжественно открыт.
   Зато в  самой колонии не управились;  И  в  главном здании и в литере
"А",   где  расположились  спальни,   успели  побелить,   но  не  успели
устроиться.  В колонии сейчас точно после погрома.  По всем комнатам, по
коридорам разбросана мебель, валяются клочки бумаги, куски фанеры, стоят
у стены рамы, лестницы, щетки...
   Торский - в кабинете Захарова. В кабинете, как в боевой рубке. Против
Торского сидит садовник и просит:
   - Это ничего,  что ночь,  вы же все равно будете работать...  А цветы
кто приготовит?  Вы же мне обещали давать по десять человек, а давали по
пять.
   Торский смотрит на садовника и бурчит:
   - Днем вам дали сорок человек,  днем мы  решили все кончить,  а  ночь
оставили для себя.  А теперь вы опять просите. Это же ночь, поймите, это
- наше время!
   - Товарищи, так и розы ваши и гвоздики ваши... Я же не успею...
   - Сколько вам?
   - Десять человек.
   - Три. Похожай, дашь из твоей бригады троих?
   - Виктор... Да откуда же я возьму? У меня театр!
   - У тебя все комсомольцы. Управишься. Давай.
   - Ну,  есть,  -  недовольно тянет  Похожай и  вытаскивает из  кармана
блокнот,  чтобы  выбрать для  садовника самый  слабый  рабочий комплект.
Садовник все же облизывается от удовольствия. Торский напоминает ему:
   - Только с  восьми!  Алексей Степанович сказал:  до  восьми -  полный
отдых.
   Дирижер  оркестра,   толстый,  краснолицый  Лошаков,  прослушал  этот
драматический отрывок и  исчез  потихоньку.  Через пять  минут откуда-то
донесся слабый  сигнал.  Заведующий колонией Захаров,  подняв  голову от
бумаг, спросил удивленно:
   - Почему сигнал?
   Дежурный бригадир маленький Руднев сорвался со стула:
   - Да кто же это играет?..  Сигналка - вон лежит! На маленьком столике
лежала длинная труба  с  белой лентой.  Никто в  колонии не  имел  права
давать сигнал, кроме дежурного трубача по приказу дежурного бригадира.
   - Это они сами... сами играют... Нахально играют "сбор оркестра"!
   Руднев смеется и вопросительно смотрит на Захарова:
   - Разогнать?
   - Жаль...  Знаешь что...  пусть они...  поиграют,  ведь у  них завтра
концерт.

   ***

   Захаров вышел в  коридор.  У  окна стоял главный инженер Василевский,
сухой, строгий, прямой, как всегда. Еще осенью он не верил ни в колонию,
ни в колонистов... По коридору пробегали озабоченные малыши: они спешили
закончить личные  дела  к  восьми  часам.  Увидев Захарова,  Василевский
отошел от окна:
   - Пойдемте послушаем музыкантов,  они  разучивают прекрасную вещь,  я
уже два раза слушал: симфонию Шуберта.
   В  будущей физической аудитории,  где уже стоят стеклянные шкафы,  за
столами музыканты.  Кажется,  что их  страшно много.  Дирижер отделывает
симфонию Шуберта. Захаров и Василевский присели в сторонке.
   Захаров устал,  но  нужно приготовиться к  еще  большей усталости,  и
поэтому  хорошо  прислониться головой к  холодной стене  и  слушать.  Он
различает  в   сложном  течении  звуков  то  улыбки,   то  капризы,   то
восторженную песнь,  то заразительный хохот, то торжественный звон. Пять
лет  назад  он  создавал этот  замечательный оркестр,  который считается
теперь одним из лучших в стране.
   Сорок  мальчиков,   сорок  бывших  бродяжек,   играют  Шуберта.   Они
поглядывают на Захарова и, вероятно, волнуются...
   Дирижер  кривится  и  бессильно  опускает  руки  и  голову  -  музыка
нестройно обрывается.
   Дирижер смотрит на  Головина -  большой барабан.  Захаров еле заметно
улыбнулся:  он  знает,  сколько  мучений  испытал  дирижер,  пока  нашел
охотника на этот инструмент.
   - Сколько у тебя пауза? - страдальчески-вяло спрашивает дирижер.
   - Семь, - отвечает Головин.
   - Семь!  Понимаешь,  семь?  Это значит шесть плюс один, или пять плюс
два, но не три, не три, понимаешь, не три! Надо считать!
   - Я считаю.
   - Наконец, надо на меня смотреть.
   - И  на  вас  смотреть  и  в  ноты  смотреть...   -  говорит  Головин
недовольным баском.
   - Чего тебе в ноты смотреть?  Написано семь, сколько ни смотри, так и
останется семь.
   - Вам хорошо говорить,  а мне делать нужно. Мальчики хохочут, смеется
дирижер, смеется и Головин.
   - Чем вы его накормили сегодня? Сначала!

   ***

   В восемь часов вышел на площадку лестницы Володька Бегунок и проиграл
сигнал на  работу.  С  лестницы спускаются девочки в  красных косыннках.
Сегодня у  них  геройская задача -  навести блеск на  все окна,  на  все
стекла шкафов, на все ручки.
   Первая бригада Зырянского развешивает по аудиториям, спальням и залам
портреты и  зеркала -  этой работы хватит на всю ночь.  Не меньше работы
досталось и  третьей бригаде:  на всех дверях надо прикрепить стеклянные
голубые   таблички,   на   которых  золотом  написаны  названия  комнат.
Шестнадцатая  бригада  девочек  приводит  в  порядок  столовую.   Шестая
натирает паркет. У каждой бригады своя задача, - и задача большая,
   По   всем  коридорам  и   залам  рассыпала  свою  агентуру  четвертая
комсомольская   бригада,   пользующаяся   сегодня   монопольным   правом
переносить мебель из помещения в помещение.  Уже в начале вечера бригаду
назвали  "Союзтрансом".   "Союзтранс"  доставляет  грузы   по   указанию
дежурного бригадира и об их дальнейшей участи не заботится. Вот принесли
из столярной огромные шкафы для химической лаборатории, вот притащили из
подвала несколько зеркал, доставили в классы десятки столов... И вот уже
весь  "Союзтранс" отдыхает  в  кабинете,  и  бригадир  Скребнев говорит,
усмехаясь:
   - Биржа труда!..
   В  кабинете же сидят пять-шесть малышей,  несущих службу связи.  Этим
сегодня придется побегать. Для связи малыши незаменимы.
   - Володька, - говорит Захаров, - срочно Зырянского!
   Володька очень хорошо знает,  насколько было бы неприличным спросить,
где  может  находиться Зырянский.  Володька дрыгает  рукой  (это  значит
салют),  шепчет "есть" и  вырывается в  коридор.  В  коридоре он  нюхает
воздух и бросается к дверям тихого клуба,  потом останавливается и вдруг
летит в  противоположную сторону,  перескакивает по ступенькам лестницы,
проносится по коридору второго этажа,  перелетает через мостик, съезжает
на перилах, и вот он уже в спальне і 39 дергает за рукав Зырянского:
   - Алешка, в кабинет!
   Алеша спешит в кабинет,  а Володя не спеша бредет за ним, и по дороге
его  зоркие,  памятливые глаза замечают,  где  расположились бригадиры и
другие нужные люди.
   В  тихом  клубе  сосредоточены главные силы  малышей.  Здесь они  под
руководством учителя Маленького устраивают три уголка: Ленина, Сталина и
1 Мая.
   Ах, сколько здесь дела, сколько дела! Сколько метров материи, сколько
картин,  рамок,  портретов,  букв,  гвоздей,  кнопок,  картона, золотой,
серебряной и  красной бумаги!  Весь тихий клуб в обрезках бумаги,  везде
стоят  банки  с  клеем,  стучат молотки и  стрекочут ножницы.  Малыши то
сосредоточенно работают,  то щебечут и спорят, то в мире с Маленьким, то
в конфликте, но дело все же подвигается.
   Здесь же работают и два пацана из Кролевца:  Волончук и Коленке.  Они
прибыли в  наш город неделю назад,  специально в колонию имени 1 Мая.  В
совете  бригадиров  они  заявили,  что  желают  жить  в  колонии.  Совет
бригадиров долго расспрашивал их о  разных семейных обстоятельствах,  но
мест  в  колонии все  равно нет.  Дежурный накормил кролевецких парнишек
обедом,  а  после обеда они поплакали и куда-то исчезли.  На другой день
малыши снова  явились,  сидят на  крыльце и  ждут.  Захаров увидел их  и
сказал Торскому:
   - Чего сидят? Отведите их в приемник.
   - Они уже там были.
   - И что же?
   - Да вот опять пришли...
   - Идите в приемник, вас в колонию не приняли. Они скрылись, а сегодня
к вечеру снова пришли, улыбнулись Торскому и отправились прямо на работу
в  тихий клуб.  Один из  них курносый,  круглоголовый,  с  умными серыми
глазами,  второй -  дурашливее и  похитрее.  В  тихом  клубе они  что-то
прибивают маленькими молоточками и рассказывают:
   - Батьки и  мамы давно нету...  Ни...  Мы городяны.  Та у  мене бабка
есть,  а у Волончука никого, так вин пас... коровы. Там коровы у городян
у кажного... Про колонию давно прочулы, наши плотныки тут робылы... Чого
бабкы жалко? Бабка не пропадэ, ей люды по-мохуть...
   Малыши к этой паре относятся сочувственно,  иначе не дали бы молотков
в руки.
   К  обеду много работы было уже  сделано,  и  Захаров с  Торским пошли
проверять. Зашли и в тихий клуб. Уголки почти готовы, остались последние
мазки,  по  полу  уже  прыгают  члены  шестой  бригады:  натирают  полы.
Кролевецкие парнишки что-то вырезывают ножницами.
   - А эти чего здесь?
   Кролевецкие задрали головы и  молчат.  Только у Коленко в одном глазу
задрожала маленькая слеза. Торский взял Захарова за пуговицу:
   - Да пусть они уже остаются... для праздника.
   Захаров положил руку на круглую голову мальчугана:
   - Добре. Тащи их к доктору.
   - Да доктор спит, наверное.
   - Ничего  не  спит.  Колька  в  больничке пол  натирает.  В  коридоре
заиграли сигнал на обед.  Колонисты потянулись в  столовую.  "Союзтранс"
пронес на плечах несколько спящих малышей...

   ***

   В  десять часов  утра  отдохнувшие,  розовые,  в  парадном блеске,  с
вензелями  на  рукавах,   колонисты  выстроились  против  цветников.  За
цветниками сверкали  вымытые  окна  их  колонии.  Площадка  перед  новым
заводом была посыпана песком.
   - Под знамя, смирно!
   Вытянулись, подняли руки в салюте.
   Оркестр  загремел знаменный марш.  Взволнованные и  строгие вышли  из
главного входа знаменщики. Еще через минуту пятьсот членов колонии имени
1  Мая,  по  восьми в  ряд,  играя  на  солнце всеми  красками радости и
молодости,  маршем пошли в город.  Сейчас у них нет никаких долгов перед
людьми: все сделано, все поставлено на место.
   Вышли на шоссе.  Справа строятся к параду рабочие машиностроительного
завода.  Люди уступают дорогу колонистам.  Между рядами мужчин и женщин,
разрывая воздух вздохами оркестра, гордо проходят пятьсот юношей.
   - Машиностроительному  заводу  салют!   Пятьсот  рук  вспорхнули  над
головами. Лица у рабочих розовеют под солнцем. Они смеются и аплодируют.


Сайт управляется системой uCoz