А.С.МАКАРЕНКО

ЗАКОНОМЕРНАЯ НЕУДАЧА


"Закономерность" Н. Вирты берешь в руки с большим интересом. Вызывают его
и предыдущая удача автора, и тема нового романа.
   Действительно, тема чрезвычайно важная: пути врагов, их зарождение,
приемы действий врага и закономерность его гибели. Тема важная,
чрезвычайно важная. Художественное произведение, написанное на такую тему,
должно обогащать наши познания, воспитывать нашу бдительность, заострять
нашу ненависть.
   Н. Вирта с этой темой не справился. Он подошел к ней без достаточных
знаний, без уважения к теме, без уважения к читателю. Необходимой
серьезности не нашлось и у его редакторов.
   На протяжении 30 печатных листов изображается захолустье, а на его фоне
- история группы детей из контрреволюционного стана. История эта
переплетается с работой троцкистских групп, диверсантов, кулаков.
   Как все это изображается?
   Дело происходит в городе Верхнереченске, в наше, советское время. Город
находится недалеко от Тамбова.
   "Губернский город Верхнереченск, если верить летописцу, был заложен на
берегу реки Кны в семнадцатом столетии и в течение многих лет служил
сторожевым пограничным пунктом великого княжества Московского".
   Город, заложенный в семнадцатом столетии в бассейне Волги, не мог быть
пограничным пунктом, да еще великого княжества Московского, а летописцы в
это время вообще не выступают свидетелями.
   Каков город, таковы и герои.
   "Евгений Игнатьевич Ховань был большой фигурой при последнем Романове".
   Через двадцать строчек:
   "Евгений Игнатьевич был неудачник. С карьерой ему не повезло, он
дослужился лишь до полковничьих эполет, хотя был умнее многих генералов".
   В особенности глубокомысленно здесь звучат слова насчет ума генералов. И
таков стиль всей книги. Авторский произвол, безмятежная неряшливость,
пренебрежение к читателю. И все это без злого умысла, нечаянно, как будто
и автор и редактор заигрались, как дети. Иногда эта игра вызывает
снисходительную улыбку, иногда раздражение, но серьезно относиться к ней
невозможно. И все-таки: игра происходит на большой литературной советской
дороге. Место для игры совершенно не подходящее, и поэтому на каждом шагу
происходят несчастные случаи.
   Вот Алексей Силыч - председатель ревкома, "небольшой, жилистый и
пожилой уже человек". Он "несколько раз допрашивал Льва об отце. Лев упорно
стоял на своем: он не знает, где скрывается Никита Петрович".
   Председатель ревкома, да еще пожилой, казалось бы, достаточно солидный
персонаж, но и его привлекали "играться". И он играет. На четырех
страницах Алексей Силыч буквально исповедуется перед тем самым недорослем,
которого он еще недавно допрашивал. Исповедуется в довольно "душевных"
тонах.
   "Смеяться разучился, ей-богу. И природу начал очень остро чувствовать.
Сидел вот тут и мечтал о всяких, знаете, странных вещах. Например, хотел
забраться на небо и посмотреть оттуда на людей. Веселое, должно быть,
зрелище. Старею, вот мечты появились".
   Этот стареющий, и мечтающий, и болтающий предревкома в романе вообще не
нужен. Просто пришла автору блажь: пусть такой предревкома играет с нами.
   Когда обнаруживается, что в окрестностях скрывается бандит-антоновец
Сторожев, предревкома не принимает никаких мер, что-то бормочет, ему и в
голову не приходит, что бандита мог спрятать тот самый Лев, которого он
несколько раз допрашивал.
   И после этого Алексей Силыч исчезает из романа. А в конце романа снова
появляется, уже в роли начальника ГПУ в Верхнереченске. Но этот новый
Алексей Силыч никакого отношения не имеет к старому, это совершенно другой
человек, с другим характером.
   Есть группа героев, которые из игры не выходят. Это дети: Виктор
Ховень, Андрей Компанеец, его сестра Лена, Женя Камнева, Джонни и Коля
Зарьев. С ними игра затевается серьезная и по всем правилам литературы.
Описываются родители, няни, дети, условия воспитания. В этом описании
автор не жалеет ни слов, ни бумаги, ни читателя. Неудачника царедворца мы
уже видели. А вот Сергей Петрович Компанеец.
   "Он думал об одном: как бы оторвать Украину от Москвы и завести в ней
европейские порядки. Когда товарищи резонно указывали ему, что украинский
народ и сам может быть хозяином на своих полях и что не в отделении дело,
Сергей Петрович лишь ругался, так как никаких твердых убеждений не имел".
   Чем не портрет? И "думал только об одном", и "убеждений не имел". И все
это ни к чему. Не имеет это значения ни для самого Компанейца, ни для его
детей. Просто к слову пришлось. Через десять строчек сказано, что "мечты о
вызволении Украины он тотчас забыл", но и этому не верьте: на следующей
странице он снова мечтает.
   Таких страничек, случайно подвернувшихся под руку, ненужных
характеристик, лишних диалогов в романе очень много.
   Но главные герои все-таки иногда появляются на поверхности. Читатель
встречает их во втором классе гимназии. Но уже через несколько страниц они
выступают как персонажи более взрослые. Читателю трудно разобраться в их
личных характерах, так как автор любит поворачивать их по первому капризу,
как придет в голову.
   К примеру, Джонни:
   "Казалось, не было в гимназии мальчишки острее и изворотливее".
   "С теми, кто его третировал он расправлялся безжалостно. Он знал десять
способов, любой из которых мог извести каждого..."
   Все это напечатано черным по белому, но этому не нужно верить. В любой
момент автор захочет и переделает и даже сам этого не заметит: через
несколько страниц Андрей отнимает у Джонни пистолет ...и ничего не
происходит.
   "Джонни хотел было зареветь, но в разговор вмешалась Лена.
   - Отдай, - сказала она Джонни, - он уже намок..."
   И это пройдет бесследно, Джонни будет выступать с новыми чертами.
   Главной сюжетной линией автор хочет сделать длительную игру,
организуемую Опанасом. Опанас - неряшливый во всех отношениях человек,
автор относится к нему также неряшливо. На протяжении всего романа все
герои относятся к Опанасу презрительно, но это не мешает ему быть
руководителем этой группы молодежи. Почему? Неизвестно почему. Никаких
данных у него для этого нет.
   На нескольких страницах в романе проносится восстание, руководимое
"неудачным царедворцем" Хованем, - отголосок антоновщины.
   Опанас водил по городу бандитов и указывал им квартиры коммунистов. Все
об этом знают. Но дело оканчивается таким диалогом:
   "- Опанаса выпустили, - сказал между прочим Джонни.
   - Откуда? - изумился Виктор.
   - Из тюрьмы. Кто-то донес, что он указывал бандитам дома коммунистов.
Ох, и похудел же он!
   - И вообще стал другим, - прибавила Лена".
   Читатель, не верьте этому. Опанас и не похудел, и не стал другим. Это
нарочно. Литературная игра.
   Она продолжается:
   "По-видимому, она (Лена) догадалась, что Виктор переживает внутреннюю
борьбу между чувствами к ней и к Жене Камневой.
   Николай Опанас, зная обо всем этом, решил предложить ребятам новое
задание".
   В таких невинных словах начинается новая игра в "круг вольных людей".
Автор делает вид, что это игра опасная, с политическим привкусом. Но игра
нигде не описывается: автору некогда. Следует новый авторский каприз: вся
группа ребят увлекается драмкружком, все оказываются талантливыми
актерами, и Советская власть отдает в их распоряжение городской театр.
Быстро, дешево, увлекательно! Кто там еще играет в театре, автору
неинтересно, да и читатель уже приучен к тому, что судьба играет
человеком.
   Но вот выдвигаются новые силы, во всю разворачиваются "подвиги"
главного героя романа - Льва Кагардэ. Эта фигура - соединение всех
пороков: мститель, развратник, бандит и вор. Как сформировался этот
гнусный человек - в романе не показано, хотя Н. Вирта описывает множество
эпизодов детства и юности Льва. А когда Лев начинает свою
контрреволюционную работу, совсем уж законспирирован внутренний мир его.
За Кагардэ стоит кто-то таинственный, не разберешь - кто. Лев пропадает
несколько лет за границей, не разберешь - где. К нему приезжает роковой
"одноглазый". Замогильными голосами они разговаривают. А разговор такой:
   "- Вы сообщили, будто бы есть какие-то шансы в деревне?
   - Так точно! Мне кажется, в партии начинается борьба вокруг деревенских
дел. Вероятно, будет принята очень суровая линия: кулаки мешают Советам.
Советы стараются убрать кулаков.
   - Не перестреляют же они их?
   - У них новый термин - коллективизация".
   Не правда ли, любопытные враги, которые из-за границы прут через весь
Союз, чтобы в Верхнереченске прослушать элементарную беседу о том, что
Советы стараются убрать кулаков и что есть такой термин
"коллективизация"...
   Показываются в романе и троцкисты. Их представляет главным 
образом начальник угрозыска Богданов. И Богданов и остальные троцкисты в
романе очень глупы, комичны и болтливы. Богданов настолько глуп и
нерасторопен, что будучи начальником угрозыска, не может найти даже
помещения для подпольного собрания троцкистов и доверчиво принимает совет
Льва собраться в театре. Аргументы Льва, правда, очень убедительны: от
трех до шести утра в театре никого не бывает. И "доверчивые", "наивные" -
по представлению автора - троцкисты устраивают подпольное собрание в
театре, на виду у актеров и всего города. Эти доверчиво-глупенькие
троцкисты показаны, впрочем, и с другой стороны - как бандиты, но сделано
это весьма наивно.
   Мы прекрасно знаем, до каких бандитских и шпионских преступлений
докатились троцкисты. Но ведь роман описывает событие 1927-1928 гг.
Писатель должен показать здесь закономерность эволюции троцкизма,
проследить те черты, которые уже тогда предопределяли эту эволюцию. По
Вирта выходит, что между троцкистами 1927-1928 гг. и современным
троцкизмом нет никакой разницы. Облик современных троцкистов он
механически переносит в обстановку 1927-1928 гг. Вирта не показывает
превращения антиленинского политического течения в беспринципную и
безыйденую банду разбойников с большой дороги, наемников германской и
японской фашистских разведок. Таким образом, читатель не получает
представления о троцкистской контрреволюции.
   Неправильность показа сказывается и в деталях. Художественное
произведение не имеет права оперировать заезженными средними понятиями,
это право принадлежит только лубку. А вот, например, детали того же
подпольного собрания троцкистов.
   "- Не велено пускать, - сказал один из патрульных, здоровенный детина,
похожий на грузчика".
   "Около телефона сидел тип, столь же подозрительный, как и охранявшие
вход в театр. Щека этого человека была подвязана грязной белой тряпкой.
   Джонни подошел к телефону. Тип загородил аппарат.
   - В чем дело? - спросил его Джонни.
   - Позвонишь завтра, - ответил тип и сплюнул.
   - У меня дома больные.
   - Не сдохнут, - ответил тип и, взяв Джонни за шиворот, выставил его из
канцелярии".
   "Патрульные засучили рукава. Сергей Иванович посмотрел на их кулаки, в
кулаках были зажаты свинчатки".
   Что это такое? Подпольное собрание троцкистов в 1927 г.? Кто же не
узнает в этих подозрительных типах обыкновенных членов "Союза русского
народа" - черносотенцев? Н. Вирта срисовал их с карикатур 1906 г.: и
свинчатки и даже щека подвязана, да еще грязной тряпкой.
   Потом эти "дурачки" собираются в лесу, но группа подростков разгоняет
их несколькими криками. Несмотря на это, "доверчивый" Богданов устраивает
тайную типографию в помещении, предоставленном Л. Кагардэ. Впрочем,
деятельность типографии оканчивается в опереточном жанре: печатается
объявление "м о б и л и з а ц и я" - завтра представление в цирке! На
базаре - паника. Автор хохочет: такой веселый этот враг и диверсант Лев
Кагардэ!
   Конец романа наполнен громом событий. Здесь уже автор разыгрался вовсю.
Ограбление кассира, покушение на убийство секретаря губкома, авария на
электростанции, пожар поезда. Все это устраивается всемогущим Львом;
впрочем, устраивается без особого напряжения.
   Чтобы ограбить кассира, Лев Кагардэ пускает в дело только что
привезенного из деревни мальчика. Кассира ограбили - и мальчик снова как
мальчик, милый ребенок. Совсем удалить его со страниц романа тоже нельзя:
он еще пригодится для покушения на убийство секретаря губкома. Такие
особенно если дождаться, когда мальчик заболеет и будет в бреду. Как это
не похоже на подлинные дела троцкистских террористов!
   Конечно, все происки Льва Кагардэ оканчиваются пустяками. Как только
начали гореть вагоны, Сергей Иванович, секретарь губкома, крикнул:
   - Немедленно вызвать пожарную команду!
   И это - все. Настоящей борьбы партии с троцкистскими прохвостами в
книге нет. Все устраивается само собой. И опять множество несообразностей.
Начальник ГПУ знает, каким поездом уедет из города Лев, а вот о диверсии
на электростанции и о предполагаемом поджоге поезда ничего не знает.
   В конце романа, описывающем события 1928-1929 гг., Лев Кагардэ показан
как полностью разбитый и уничтоженный враг. Все его резервы исчерпаны, все
"кадры" уничтожены. Похоже ли это на реальную действительность?
   Всего не перескажешь. Пути верхнереченской жизни очень запутаны. Нет там
только одного: нет закономерности и простого чувства меры.
   На некоторых страницах, в особенности в картинах деревни, ясно виден
энергичный талант молодого писателя; тем более незакономерно с его стороны
и со стороны его редакторов так небрежно и легкомысленно относиться к
этому таланту.
   На этот раз хочется только небрежностью объяснить весь этот несчастный
случай. Объективно же мы должны понимать: иной молодой читатель пропустит
все неувязки и несуразности текста, а вот эта бесконечная картина пустой
игры в контрреволюцию, перемешанной с любовными приключениями, может и
запомниться.
   Еще опаснее та комически-пинкертоновская возня, которую автор хочет
представить как работу троцкистов. Мы уже хорошо знаем, что такое
троцкисты, с кем они связаны и на что они способны. В интересах повышения
нашей бдительности недопустимо подменять это знание легкомысленной и
безответственной выдумкой, изображающей врага народа как глупого и
бестолкового чудака.
   Легкомысленное отношение к важнейшим и ответственейшим темам нашей
жизни и борьбы, попытка подменить серьезную работу скороспелым лубком -
вот что определило неудачу романа Вирты.


Сайт управляется системой uCoz