А.С.МАКАРЕНКО   

   РАДОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА*

   Сталинская  Конституция  закрепляет  20-летний  опыт   освобожденного
советского народа и  в  первых своих  статьях утверждает новое отношение
человека к труду.  В обществе,  основанном на эксплоатации, труд реально
мотивируется  как  тяжелая  необходимость,  как  реализация  библейского
приговора:  "В  поте  лица  будешь  добывать хлеб  свой".  Этому  закону
подчиняется не только труд простой, но и труд высококвалифицированный, в
том числе и  труд интеллигенции.  Только очень немногие лица,  стоящие в
оппозиции  к  буржуазному  строю,   могут  иногда  дать  простор  своему
творческому   почину.   Как   правило,   творческая   инициатива   может
принадлежать   исключительно  буржуазии,   и   настоящая   логика   этой
инициативы,   этого  творчества  скрывается  от  трудящихся  масс  самым
хитроумным  и  тщательным  образом,   хотя  далеко  не  всегда  успешно.
Последние события во  Франции показывают,  что  эта  "творческая логика"
хорошо  известна  трудящимся  и  вызывает  у  них  открытое  отвращение,
символически выражаемое во всеобщей забастовке,  т. е. в демонстративном
отказе от труда.
   В  нашей стране труд является и правом и обязанностью гражданина.  Об
этом  говорят статьи нашей конституции.  В  ее  формулировках отражаются
чрезвычайно  многообразные  и  счастливые  особенности  политического  и
морального самочувствия советского гражданина.
   Право на труд в нашем обществе это не только право на заработок,  это
прежде всего -  право на творчество, право на участие в социалистическом
строительстве,  в решении государственных задач.  Стахановское движение,
захватившее миллионы трудящихся,  есть не только движение за новые нормы
и за новую технику, это вместе с тем есть движение и за новые творческие
позиции человечества.  В стахановском движении право на труд перерастает
из экономической категории в категорию моральную и эстетическую.  Трудно
даже  перечислить те  изменения,  которые  на  наших  глазах  внесены  в
человеческую психику и  которые к сегодняшнему дню так далеко продвинули
развитие наших  человеческих характеров,  в  особенности по  сравнению с
буржуазным миром.  В  своем  труде  советский  гражданин живет  в  сфере
постоянного ощущения не только всей нашей страны,  но и всего мира но он
уже не может замкнуться в  узких границах своего рабочего места,  своего
цеха, даже своего завода. Его труд стал творческим трудом и в рабочем, и
в  производственном,   и  в  политическом,  и  в  моральном  отношениях.
Расширяясь до  очень широких политических синтезов,  этот  труд сделался
основным началом его политического роста,-  одно из  самых замечательных
явлений нашей  эпохи,  породившее новые  границы между  старым  и  новым
представлением  о   труде  и   о  различии  между  трудом  умственным  и
физическим.  Работа советского гражданина,  на  каких бы участках она ни
происходила,  это очень сложный комплекс и физических и интеллектуальных
переживаний,  а  в  последнем своем итоге это  переживание полноценности
жизни,   это   ощущение   человеческого   достоинства   и   человеческой
защищенности,     ощущение    единства    трудящихся    и     могущества
социалистического государства. Этот комплекс перерастает обычное понятие
долга - он вплотную подходит к цели жизни - радости существования.
   Но труд у  нас не только право,  но и обязанность.  В порядке того же
социального  возрождения,  наше  понимание  обязанности неизмеримо  выше
обычного понимания обязанности в  буржуазном обществе.  В  нашей  стране
трудовая обязанность перестала быть  негативной*   стороной жизни.  Наша
обязанность это уже не  холодная категория связанности человека.  У  нас
это прежде всего программа роста и развития личности, крепко связанная с
радостными  перспективами  жизни.   Поэтому  переживание  обязанности  у
советского гражданина есть переживание активное, не ограниченное рамками
договора,  а  вытекающее из самых глубоких потенций*   растущей,  идущей
вперед личности.  Именно поэтому мы не только обязаны пассивно выполнять
зарегистрированные  в   трудовом   договоре  функции,   но   обязаны   и
самостоятельно, творчески ' смело определять их.
   В  какой мере  сказанное относится ко  всем  трудящимся,  в  такой же
строгой мере оно  относится и  к  работникам искусств.  И  для работника
искусства право на  труд открывает широчайшие просторы роста и  радости,
оно представляет нам замечательные творческие возможности. И обязанности
наши богаты такими же счастливыми требованиями.  Наш долг заключается не
только  в  добросовестности  выполнения.   Мы  обязаны  быть  такими  же
инициативными и  смелыми,  как стахановцы,  так же  упорно и  героически
создавать новые слова,  краски и звуки,  отражая то многообразное новое,
чем  так  богата наша жизнь и  наша борьба.  В  меру той же  свободной и
радостной обязанности мы должны не бояться риска.
   В  каждом новом утверждении,  в  каждой новой детали чувства и  мысли
всегда есть риск ошибиться,  риск увлечения и неточного ракурса*.   Если
мы  в  самом  своем  существе,  в  самой  сущности нашего  политического
самочувствия преданы  интересам  социалистического общества,  если  наши
помышления и  дела  искренне и  чисто идут за  коммунистической партией,
направляются марксистско-ленинской мыслью и сталинским руководством,- мы
не  можем  ошибиться трагически,  в  нашей  ошибке будет  и  гарантия ее
исправления.  И  поэтому в  нашей стране можно не бояться риска в  новом
начинании,  в смелой пробе и в творческом воображении.  А кроме того,  в
нашей художественной работе есть еще и  риск уже совершенно благородного
наполнения,  мы  должны  участвовать в  борьбе  с  пережитками пошлости,
регресса*,    с  припадками  глупости,    подхалимства  и  шкурничества,
угодливости,  формального благочестия. Очень может быть, что в отдельных
случаях этой борьбы нам придется переживать и  временные поражения и так
называемые неприятности.  Но  только борьба и  может дать нам  настоящую
радость творчества,  ибо  в  этом  случае мы  всегда будем  находиться в
фарватере великого строительства нового человеческого мира,  всегда нами
будет  руководить  коммунистическая  партия,  всегда  мы  будем  членами
единого фронта человеческого освобождения.


Сайт управляется системой uCoz