А.С.МАКАРЕНКО   

   ВЫБОР ПРОФЕССИИ*

   И до революции я работал с детьми.  Как и полагалось до революции,  в
моем ведении находилось очень ограниченное социальное поле.  Я  сам  был
сыном рабочего,  и  мои ученики были такого же  сорта.  Официальные люди
того  времени  называли  нас  мастеровыми.  Все  же  у  меня  были  дети
мастеровых более высокого ранга -  железнодорожников.  Родители их  были
народом  квалифицированным:  заслуженные деятели  паровозных и  вагонных
парков,  машинисты,  их  помощники,  токари,  попадались  между  ними  и
начальники станции.
   Железнодорожники жили лучше других рабочих и даже несколько гордились
своей хорошей жизнью.  И детей своих учили не в каких-нибудь "начальных"
трехлетках,  и  не в церковно-приходских школах,  а в специально для них
придуманных "пятилетках". Одним словом, мои ученики составляли некоторым
образом привилегированное детство.
   Оканчивая пятилетку,  мои ребята приступали к выбору жизненного пути.
Я руководил ими,  и тогда мне казалось, что я действительно им помогаю и
что  без  моей помощи трудно было бы  ребятам выбрать жизненный путь.  А
сейчас я  вспоминаю это  время  и  думаю насмешливо:  собственно говоря,
ребятам  моя  помощь  и  не  требовалась:  выбора  никакого не  было.  Я
проработал в железнодорожной школе девять лет,  выпустил в жизнь человек
500,  всем помог выбрать профессию,  и все они,  за малым исключением...
сделались железнодорожниками.  То, что я называл выбором профессии, было
вариацией  на  очень  малом  диапазоне*:    от  паровозного  слесаря  до
паровозного машиниста.  Окончив школу,  мои  ребята поступали в  тот или
иной цех "учеником".  Я годами встречал их в этом завидном звании, и они
все  были  похожи  друг  на  друга:   замасленная,  заношенная  рубашка,
замазанная мордочка,  в  руках  неизменные "концы".  Учебная  работа  их
заключалась почти исключительно в  том,  что  они  целый день  ползали в
самых грязных местах и вытирали части машин и паровозов.  Только когда у
них начинала сильно отрастать борода, их переводили в помощники слесаря,
это было уже большим карьерным достижением.
   Заработки их выражались в каких-то грошах,  и тем не менее при выборе
профессии этот заработок был чуть ли не единственным стимулом.
   После   революции   судьба   поручила   мне   "самый   низший   отдел
человечества"- беспризорных. Вот, кто составлял мое обычное общество. До
того как попасть в колонию,  эти маленькие люди,  собственно говоря, уже
выбрали себе  "профессию",  были  ею  очень довольны и  мою  непрошенную
консультацию встречали даже с некоторым сопротивлением.
   Но я  терпеливо приучал их к труду и к школе,  вокруг себя они видели
новое советское общество,  новую свободу,  новые пути человека. Перед их
глазами,  как и  перед глазами всех советских юношей,  открылись широкие
дороги.  Сначала осторожно,  потом все смелей и  смелей мои воспитанники
вступали на них, захватывали новые области, открывали новые перспективы.
Скоро закончится 17 лет,  как я работаю с ними.  Многие мои воспитанники
давно стали взрослыми людьми,  женились,  имеют детей. Тысячи разошлось,
их по Советскому Союзу, и все нашли для себя профессию. Что они выбрали?
   Вот  я  вспоминаю  их  имена,  вижу  их  деятельность и  хочу  честно
перечислить  их  рабочие  пути.  Но  такое  перечисление было  бы  очень
утомительным.  Мне  трудно  сказать,  что  они  выбрали.  Гораздо  легче
сказать,  чего они  не  выбрали.  И  кажется,  единственная "профессия",
которую они обошли с презрением, это "профессия" вора или мошенника.
   И  что  поразительно:  при выборе профессии они меньше всего думали о
будущих заработках, о материальных стимулах. Они жадными глазами следили
за  великим подъемом нашей  жизни и  видели,  куда  требуются силы,  где
нехватает людей, куда призывает их партия. В начале первой пятилетки они
все бросились в  индустрию.  "Инженер",-  вот что выражало в  их  глазах
высшую степень выполнения долга,  высшую форму деятельности.  И  от того
времени   много    осталось   на    этом    пути:    инженеры-технологи,
инженеры-строители,  специалисты по тяжелому машиностроению,  по легкому
машиностроению,  авиаконструкторы.  Потом,  когда  в  самом  настойчивом
порядке  дня  стали  вопросы  культурного  строительства,   дороги  моих
учеников стали  разнообразнее.  Многие  пошли  учиться на  исторических,
педагогических,  медицинских факультетах, многие ушли в такие заманчивые
области,   как  геология,   появились  первые  представители  в  области
искусства -  студенты литературных факультетов,  музыкальных институтов,
театральных студий, художественных школ. Особый отдел составляют военные
вузы и самый любимый отдел - летные школы.
   Конечно,  выбор  профессии в  советское время  гораздо более  трудное
дело,  чем  до  революции.  Главное затруднение,  если угодно -  главный
недостаток  нашего  времени:   слишком  много   путей,   слишком  широки
возможности. Чтобы выбрать профессию, теперь не нужно оглядываться ни на
классовое или сословное положение, ни на материальную обеспеченность, ни
на  самодурство родителя.  И  бывает нередко,  когда  юноша или  девушка
растеряется перед  этими просторными далями,  бросится в  одну  сторону,
увидит нечто более привлекательное.  Потом оказывается, что ему вовсе не
это  нужно,  что на  самом деле по  призванию своему он  не  летчик,  не
инженер,  а  музыкант или  медик.  И  поэтому в  настоящее время гораздо
большее значение имеет помощь родителя и воспитателя.
   Конечно,  не всем удается осилить учебу и  дойти до вуза.  Многие так
увлекаются характером своей  работы,  что  уже  не  могут  добраться  до
учебных  вершин  и  остаются  на  средних  пунктах:  начальниками цехов,
инструкторами,  монтерами.  Но  в  своей  жизни они  все  равно пережили
настоящие стремления,  все  равно  испытали  прелесть  свободного выбора
дороги, а если выбрали более узкую, то по доброй воле.


Сайт управляется системой uCoz