ЗАЯВЛЕНИЕ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАТОРОВ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.


  Прошу зачислить меня студентом на основное отделение института. Я родился
в 1888 г., сын железнодорожного рабочего. После окончания двухгодичных
педагогических курсов в 1905 г. был народным учителем. В 1914 поступил в
Полтавский учительский институт, который и окончил в 1917 г. с золотой
медалью. В 1917-1919 гг. был заведующим большой железнодорожной школой при
Крюковских вагонных мастерских (до 1000 учащихся). Приход деникинцев и
разрушение ими школы и ее отдельных трудовых организаций заставили меня в
августе 1919 г. переехать в Полтаву. Полтавским губнаробразом мне было
поручено дело организации и управления колонией для малолетних
(несовершеннолетних) правонарушителей.
   Два года, проведенные мною в колонии в обществе 5 воспитателей с 80
воспитанниками, среди большого соснового леса, дали мне возможность при
самой тяжелой обстановке создать одно из интереснейших учреждений.
   В настоящее время колония процветает, но мне бы хотелось огромный опыт
двух лет, вызвавший множество вопросов, обработать научным образом.
Занятый ежедневно по 16 часов, вдали от научных центров, я не имею
возможности сделать это, оставаясь в колонии. Как видно из прилагаемых
документов, мне делают очень лестные предложения, но только педагогическая
научная работа в Москве представляется мне заслуживающей того, чтобы
оставить колонию.
   К сожалению, я не хочу подвергать себя риску коллоквиума. Я не знаю, в
чем он будет состоять, но напряженная работа последних дет,
естественно, не давала мне возможности регулярно восстанавливать в памяти
то, что забывается в различных отраслях знания, тем более что на мою долю
выпало очень мало непосредственной классной работы в школе по некоторым
предметам. Поэтому очень возможно, что на многие вопросы приемной
комиссии, касающиеся формальных сторон знания, я не отвечу. Возвратиться
же ни с чем из Москвы будет чересчур тяжело: я в виду не только самолюбие,
но и нужную мне на будущее, хотя бы в той же колонии, энергию. Кроме того,
я не обладаю средствами для такой поездки. Поэтому я прошу комиссию
принять меня без устного коллоквиума. Для того же, чтобы комиссия имела
представление о моей подготовке, посылаю краткое изложение "Вместо
коллоквиума".
   В качестве удостоверений о моих админ. и организ. способностях, как
требуется (Известия ВЦИКа, N 186), прилагаю
1. Удостоверение Полтавского губнаробраза от 24.8.
2. Приглашение завдоротделом Южн. д.т. Греся 24.6.
3. Приглашение месткома и цеховых старост Крюков. вагон. мастерских 4.7.
4. Вырезку из полтавской газеты "Голос труда" от 15.7.
   Как родившийся в 1888 г., учетной карточки не представляю. Документы об
образовании находятся в Харькове и будут доставлены в случае поступления.
                                             Антон Макаренко.

   В случае принятия меня в институт, прошу сообщить: Полтава, до
востребования. Антону Семеновичу Макаренко. По тому же адресу, в  случае
отказа, прошу выслать документы. Марки на ответ прилагаю.

К заявлению А.Макаренко.
Вместо коллоквиума.
  В области предметных дисциплин систематические знания получил я в
Учительском институте.
   Математикой никогда особенно не интересовался, поэтому арифметика,
геометрия, алгебра, тригонометрия и физика мне знакомы только в  пределах
курса дореволюционного Учительского института. К настоящему дню из
тригонометрии помню только общие основания, забыл многие теоремы алгебры и
законы физики, с логарифмированием сейчас, пожалуй, не справлюсь.
   Природоведение. Разумеется, совершенно свободно себя чувствую в области
физиологии животных и растений. Анатомические знания слабы. Забыл
многие частности из геологии. Астрономию знаю хорошо и занимаюсь
практически в Полтавском музее. Впрочем, знания по астрономии и
космографии у меня продукт увлечений юношества.
   Солидные знания имею в общей биологии. Несколько раз прочитывал всего
Дарвина, знаю труды Шмидта и Тимирязева, знаком с новейшими (проявлениями)
дарвинизма. Читал Мечникова и кое-что другое.
   Химию практически не знаю, забыл многие реакции, но общие положения и
новейшая философия химии мне хорошо известны. Читал Менделеева,
Морозова, Рамзая. Интересуюсь радиоактивностью.
   Географию знаю прекрасно, в особенности промышленную жизнь мира и
сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической
политики, знаком с ее историей и зародышами будущих форм. Все это,
разумеется, не из учебников. Очень интересуюсь Австралией и Новой
Зеландией.
   История - мой любимый предмет. Почти на память знаю Ключевского и
Покровского. Несколько раз прочитывал Соловьева. Хорошо знаком с
монографиями Костомарова и Павлова-Сильванского. Нерусскую историю знаю по
трудам Виппера, Аландского, Петрушевского, Кареева. Вообще
говоря, вся литература по истории, имеющаяся на русском языке, мне
известна. Специально интересуюсь феодализмом во всех его исторических и
социологических проявлениях. Прекрасно знаком с эпохой Великой французской
революции. Гомеровскую Грецию знаю после штудирования Илиады и Одиссеи.
   По социологии кроме социологических этюдов указанных исторических
писателей знаком со специальными трудами Спенсера, М.Ковалевского и
Денграфа, а также с Ф-де Куланжем и де Роберти. Из социологии лучше всего
известны исследования о происхождении религии, о феодализме.
   В области политической экономии и истории социализма штудировал
Туган-Барановского и Железнова. Маркса читал отдельные сочинения, но
"Капитал" не читал, кроме как в изложении. Знаком хорошо с трудами
Михайловского, Лафарга, Маслова, Ленина...
   Логику знаю очень хорошо по Челпанову, Минто и Троицкому.
   Читал все, что имеется на русском языке, по психологии. В колонии сам
организовал кабинет психологических наблюдений и эксперимента, но глубоко
убежден в том, что науку психологию нужно создавать сначала.
   Самым ценным, что было до сих пор сделано в психологии, считаю работы
Петражицкого. Читал многие его сочинения, но "Очерки теории права" не
удалось прочесть.
   Индивидуальную психологию считаю не существующей - в этом больше всего
меня убедила судьба нашего Лазурского. Независимо от вышеизложенного,
люблю психологию, считаю, что ей принадлежит будущее.
   С философией знаком очень несистематично. Читал Локка, "Критику чистого
разума" (Канта), Шопенгауэра, Штирнера, Ницше и Бергсона. Из русских
очень добросовестно изучил Соловьева. О Гегеле знаю по изложениям.
   Люблю изящную литературу. Больше всего почитаю Шекспира, Пушкина,
Достоевского, Гамсуна. Чувствую огромную силу Толстого, но не люблю,
терпеть не могу Диккенса. Из новейшей литературы знаю и понимаю Горького и
Ал.Н.Толстого. В области литературных образов много приходилось думать, и
поэтому мне удалось самостоятельно установить их оценку и произвести
сопоставление. В Полтаве пришлось довольно удачно поработать над
составлением вопросника к отдельным произведениям литературы. Я думаю, что
обладаю способностями (небольшими) литературного критика.
   О своей специальной области - педагогике много читал и много думал. В
Учительском институте золотую медаль получил за большое сочинение "Кризис
современной педагогики", над которым работал 6 месяцев.
   Основными проблемами педагогической науки считаю:
   1. Создание научного метода педагогического исследования. В настоящее
время считается азбукой, что объектом педагогического исследования
считается ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования со
стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление).
   2. Усиление внимания к детскому коллективу как к органическому целому,
для этого необходима перестройка всех психологии школьного работника.
   3. Полное отрешение от мысли, что для хорошей школы нужны прежде всего
хорошие методы в стенах класса. Для хорошей школы прежде всего нужна
научно организованная система всех влияний.
   4. Психология должна сделаться не основанием педагогики, а продолжением
ее в процессе реализации педагогического закона.
   5. Русская трудовая школа должна совершенно перестроиться, так как в
настоящее время она по идее буржуазна. Основанием русской школы должна
сделаться не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как
хозяйства сделает ее социалистической.

                                         А.С.Макаренко

Сайт управляется системой uCoz