А.С.МАКАРЕНКО

МЕДЫНСКИЙ Г. А. "БУБЕНЧИКИ"


Мне кажется, что повесть Медынского можно печатать. Ее достоинства
представляются мне в следующем комплекте:
   1. Она правильно, без усилений и подкраски, изображает нашу современную
школу. Общий колорит советской молодежи изображен в ней свободно и в общем
оптимистично, вполне соответствуя нашей действительности. Типы юношей и
девушек вышли у Медынского очень живыми и симпатичными, срывы и уклоны
показаны так, что не внушают паники, а в то же время ставят серьезно
воспитательные проблемы. Хорошо и художественно показаны те трудности,
которые имеются в школе в деле создания классного коллектива.
   2. Интересно затронуты вопросы отношения семьи и школы и правильно
намечены некоторые типы родителей, безусловно, существующие у нас.
   3. В общих чертах показана инертность и неслаженность педагогического
коллектива при одновременном наличии хороших педагогов.
   4. Есть достаточно указаний на качества хорошего учителя, и правильно
изображен тот цикл напряжений и состав мыслей, в области которых
приходится учителю работать.
   Принимая все это во внимание, думаю, что напечатание повести будет
вообще полезно, несмотря на многие и существенные недостатки, которые,
вероятно, будут указаны критикой - и общей, и специальной. В то же время
думаю, что автор не в силах будет предварительно эти недостатки исправить,
так как не обладает необходимой для этого педагогической культурой.
   Недостатки эти следующие:
   1. У автора нет никаких представлений о возможности улучшения школьной
организации как целого. Он мыслит в тех рамках, в каких мыслит и его
главная героиня Мария Митрофановна, - в предалах одного класса, а еще чаще
в пределах индивидуальной истории отдельного ученика. Иначе говоря, у
автора нет педагогически-философских (марксистских) обобщений, как нет их
у Марии Митрофановны. И автор и Мария Митрофановна пробавляются
злободневными житейскими соображениями, которые, будучи по существу
правильными, не выходят все же за границы самой узкой эмпирики
сегодняшнего дня.
   2. Образ учительницы Марии Митфровановны вышел в общем слабым и, к
сожалению, даже малосимпатичным. У нее всегда ощущается некоторый уклон в
обыкновенную учительскую вульгарность: словечки, остроты, некоторая
склочность по отношению к коллегам, самомнение, рассудочность и не всегда
со вкусом сделанная и небогатая афористичность. Самая деятельность Марии
Митрофановны, если не учитывать ее преподавание в классе, несмотря на
усилия автора, представляется однако малоэффективной. Она ограничивается
чисто словесным прикосновением к тому или другому "несчастному" случаю,
возникающему в семье или в классе. Организующего влияния, настоящего
воспитания, создающего характеры и предупреждающего "несчастные" случаи, у
Марии Митфрофановны нет. Нет никакой борьбы и за единство педагогического
коллектива, напротив, Мария Митрофановна скорее имеет склонность
порадоваться неудачам соседа-педагога.
   3. Заметна в книге пренебрежительность педагога к родителям. Все
родители представляются более или менее беспомощными... Положительной
семьи не изображено.
   4. Повесть нужно сократить. Выборы в Верховный Совет сюжетно слабо
связаны с темой. Есть и другие длинноты.


Сайт управляется системой uCoz