А.С.МАКАРЕНКО

ОТЗЫВ О РОМАНЕ А. ЯВИЧА "ЛЕОНИД БЕРЕСТОВ"


По Вашему#1 поручению я прочитал роман А. Явича "Леонид Берестов",
подготовленный к отдельному изданию, в прошлом году напечатанный в
журнале.
   У меня впечатление от романа чрезвычайно сумбурное. Прежде всего
обращает на себя внимание полная неорганизованность и темы, и композиции,
и самого текста. Над романом произведена большая редакторская работа.
Очень много мест, из журнального варианта выброшенных. Но трудно сказать,
почему выброшены одни места и оставлены другие. Я уверен в том, что из
оставшегося текста можно выбросить еще 75%, можно восстановить некоторые
места, но от этой операции роман выиграет только в величине, и трудно
сказать, насколько выиграет в общем своем качестве.
   Поражает в романе обилие явной руды. Целые смены, целые образы часто
случайными, введенными в роман без применения какой бы то ни было
художественной логики. Еще больше руды чисто словесного характера. Можно
на каждой странице указать такие места. Выбираю буквально наугад:
С. 126. "Зажимая салфетку под мышкой, официант расторопно оправил скатерть
на столе и подсунул Головину карту вин и блюд. Приняв заказ, он упорхнул,
раздувая белую салфетку".
С. 147. "Ощупывая языком вспухшую десну и морщась от боли, Леонид
рассказал..."
   Никакого значения в течение событий ни ловкий официант, ни вспухшая
десна Леонида не играет. Это якобы реалистические подробности введены
автором неизвестно для чего: просто упражнение в реализме. Таких
подробностей, хаотических, ненужных, представляющих неорганизованную игру
памяти, в романе видимо-невидимо.
   Несмотря на такое обилие словесного материала, в романе много пробелов.
Важнейшие сюжетные линии совершенно не обслужены в фабуле, например
мотивировка отъезда Егора на белый фронт, пленение Леонида, освобождение
Елены из-под замка и т. д. И одновременно уделяется много места
эпизодическим лицам вроде отца Анны Трунова и его смерти, при этом с
подробностями, имеющими целью возбудить сочувствие читателя.
   Неряшливость в композиции сюжета и текста приводит к тому, что даже
главный герой - Леонид Берестов не ощущается как живой образ. Очень много
говорится о его мыслях, настроениях, приключениях, и к концу романа с
удивлением узнаешь, что ему только 23 года, до сих пор он вовсе не кажется 
молодым. Его молодость забывается, несмотря на усилия авторских ремарок. 
Еще менее определены другие фигуры, между прочим - Елена. Враги сделаны 
точнее, но зато и стандартнее, особенно по старому, бандитскому рецепту 
устроены все попы и старцы.
   К концу роман значительно улучшается, во всяком случае делается
напряжение и читается с большим интересом, но этот интерес достигается
главным образом фабульными ходами: допросом Леонида, издевательства над
ним, бегство.
   Темой романа является гражданская война и революция. Но автор слишком
много внимания уделяет родственным отношениям героев, и поэтому очень
часто идейная нагрузка заслоняется боковыми обстоятельствами семейных
встреч и настроений.
   Все сказанное выше тем более печально, что автор владеет хорошим
литературным почерком и мог бы сделать вещь гораздо более организованную.


Сайт управляется системой uCoz